На сегодняшний день, автомобильные магазины располагают широким ассортиментом колёс. Владельцы транспортных средств, могут подобрать легкосплавные или стальные диски, руководствуясь условиями эксплуатации. Для тех, кто ценит практичность и не хочет тратить на машину лишние деньги, всегда есть вариант приобрести штампованные диски. В чём преимущество и недостатки стальных колёс? Подробно расскажем в этом материале.
Колесный диск – что это. Какую функцию выполняет
Колёсный диск – это основной элемент конструкции колеса. Он состоит из двух деталей: сердцевины и обода. В основную задачу диска входит функция, по передаче крутящего момента от приводного вала на покрышку. Шина обеспечивает сцепление с автодорогой. Колёсный диск может быть изготовлен из: стали, алюминия, титана или магния. Стальной диск – это штампованная конструкция, поэтому их часто называют «штамповки». Все остальные сделаны из алюминиевого сплава, что можно слышать в обиходе, как «литьё».
При разработке автомобиля, инженерами учитывается тип и размер устанавливаемых колёс. Таким образом, машина наделяется определёнными характеристиками. Важно знать, что заводские параметры можно нарушить, установив диски несоответствующего типоразмера.
Преимущества и недостатки стальных дисков
Стальные штампованные диски являются самыми распространёнными колёсами во всём мире. Низкозатратная технология производства и отсутствие дефицита стали, позволяет удерживать стоимость «штамповок» на невысоком уровне. Этим спешат воспользоваться производители автомобилей, комплектуя свои машины недорогими колёсами. В чём преимущества стальных дисков:
- доступная стоимость для подавляющего большинства автовладельцев;
- производятся для любого транспорта: легковой, грузовой и спецтехника;
- хорошая эластичность металла, позволяющая смягчать жёсткие удары о препятствие. Это бережёт подвеску;
- высокая ремонтопригодность, металл легко поддаётся рихтовке, что позволяет восстановить даже сильно-повреждённый диск;
- легко балансируются;
- поддаются быстрому декоративному оформлению колпаками.
Вместе с этим, стальные колёса имеют ряд существенных недостатков, к которым следует отнести:
- тяжёлый вес, увеличивающий неподрессоренную массу. Как следствие, быстрее изнашивается подвеска, повышается расход топлива, машина теряет в манёвренности;
- неэстетичный внешний вид, заставляющий автовладельцев приобретать и устанавливать декоративные колпаки;
- железная структура ржавеет, что можно заметить, уже через пару месяцев эксплуатации новых «штамповок».
Однако, такие минусы нельзя считать существенными, и многие автовладельцы не обращают на них внимание.
Как производят штампованные стальные диски
Штампованные диски изготавливаются из низкоуглеродистой стали. Это довольно прочный материал. Однако, некоторые компании держат в секрете состав смеси и марки стали, используемые в своём производстве. Завод выглядит в виде конвейера, где большая редкость увидеть человека. Механизированные лапы передают деталь с одного этапа производственного цикла на другой.
Изначально, станки штампуют из листов железа заготовки: сердцевина и обод. В сердцевине выдавливаются ребра жёсткости и вырубаются вентиляционные отверстия. Затем, происходит сверление технических отверстий для болтов, ступицы и штуцера накачки.
Обод производится из листа стали, свёрнутого в трубу. Заготовки нарезаются на кольца, а сварочный шов зачищается с обеих сторон. Затем, заготовка обода передаётся в пресс, где ей придаётся необходимая форма.
Далее, сердцевина и обод соединяются. Обе детали нагреваются, а место соединения проваривается сваркой. После этого, диски помещаются на стеллаж и отправляются в покрасочную камеру. Сначала колёса покрываются антикоррозийным грунтом. Затем, на диски наносится эмаль, имеющая противокоррозионные свойства. После, детали отправляются на склад готовой продукции, откуда распределяются заказчикам. Среди основных производителей стальных дисков, следует выделить следующие компании:
- KFZ – немецкий холдинг, имеющий фабрики в таких странах, как: Австрия, Германия, Испания, Швейцария, Чехия и Бразилия;
- Dotz – Германия;
- Mefro – немецкий холдинг, имеющий заводы в таких странах, как: Германия, Франция, Турция, Аргентина, Россия, Китай, Южная Корея;
- ТЗСК — Тольяттинский завод Стальных Колёс;
- Trebl – азиатский холдинг, имеющий заводы в Китае и России (YST Group).
Колёсные диски под брендом «Trebl», в 70-80% отправляются на экспорт в США, страны Европы и Азии.
Правила ухода
Все стальные диски грунтуются и покрываются двухкомпонентной эмалью. Если диск изготавливался на ответственном предприятии с соблюдением технологического процесса, то покрытие будет долго защищать изделие от воздействия внешних факторов. Однако, избежать повреждений невозможно. Даже во время монтажа шин, станок гарантировано нанесёт микроповреждение защитному слою. Необходимо осмотреть колесо после сборки на предмет царапин. Особое внимание следует уделить линии обода.
При обнаружении счёсены, место необходимо обезжирить растворителем и обработать грунтом. После высыхания грунта, нанести на повреждённый участок два слоя краски для дисков. Таким образом купируется возможный очаг коррозии.
Если в процессе эксплуатации появилась ржавчина, её надо удалить, а ремонтный участок обрабатывать грунтом и эмалью. Кроме этого, «штамповки» необходимо чаще мыть. Особенно зимой. Реагенты пагубно влияют на железные диски, если есть участки с открытым металлом. После помывки и сушки, рекомендуется нанести на обод консервирующий аэрозоль или силиконовую смазку.
Не следует мыть «штамповки» высоким давлением воды. Напор отслаивает краску и ускоряет появление новых очагов коррозии. Лучшим вариантом станет пенный очиститель.
Как подобрать
Перед походом в магазин за дисками, следует изучить их параметры. Размерный ряд велик, поэтому стоит заранее подготовиться. Для этого, возьмите Инструкцию по эксплуатации машины и зайдите в раздел технические характеристики. Там вы найдёте таблицу с разделом «колёса». Увидите типоразмер дисков, например, R14/ 4×98/ ET40/ J5.5/D58.6 (это вазовские колёса). Перечисленные параметры расшифровываются так:
- R14 – (Rim, переводится как обод) предназначен для шин 14 дюймов;
- 4×98 – (разболтовка) количество отверстий для болтов 4 шт, а диаметр центров отверстий 98 мм;
- ET40 – вылет диска, подсказывает насколько колесо утоплено в колёсную нишу (узкая колея) или наоборот, выдвинут от из неё (широкая колейность);
- 5 – ширина диска 5.5 дюймов;
- 6 – центральное отверстие под ступицу 58.6 мм.
Если у вас нет Инструкции ТС, то маркировочный ряд возможно найти на самом диске. Обычно он наносится на обод колеса.
Выбрать стальные диски не составит труда, если заранее выписать типоразмер. При межсезонном хранении, старайтесь держать колёса в чистом виде и в сухом месте. Своевременная уход и профилактика, существенно продлят ресурс вашим стальным ободам.