Многие согласятся, что внешний вид автомобиля не может быть состоявшимся без красивых колёс. Спорткары и машины премиум класса, нередко оснащаются сборными дисками. Такие обода достаточно дорогие и эксклюзивные, что повышает интерес к автомобилю. Помимо красоты, у комбинированных дисков крепкая конструкция. Благодаря этому, колёса обретают многофункциональность и применяются на спецтранспорте. Что такое сборные диски и какими характеристиками они наделены? Об этом читайте далее.
Сборной колесный диски — особенности
Сборный диск – это конструкция из нескольких деталей. Если говорить о легковом транспорте, это более эксклюзивная версия кованных и литых аналогов. Здесь сочетаются прочность и дизайнерские идеи. Возможность комбинаций, позволяет по-разному тюнинговать автомобиль. Например, можно устанавливать различные сердцевины.
Но, стоит сказать, что эта технология не нова. Потому что, множество спецтехники давно имеют многосоставные колёса. Например, конструкция того же «КамАЗа» оснащается сборными дисками, состоящими из: обода, замочного и бортовых колец. Зачем грузовикам и спецтехнике разборные диски? Это облегчает бортировку шин, а не служит элементом эстетики.
Конструкция сборных дисков
Комбинированные диски для легковых машин, могут состоять из 2-х или 3-х элементов. В первом случае, в комплект входит обод (бочка или иннер) и сердцевина. Во втором варианте: обод, сердцевина и планка (полка). Все детали крепятся между собой высокопрочными болтами.
Ещё, к категории сборных дисков относятся обода с бедлоками (beadlock). Бедлоки — это противоразбортировочные кольца, своего рода замки. В основном, такие колеса используются для передвижения по пересечённой местности на низком давлении, например, в джиппинге. А также применяются на экстремальных гонках, таких как дрэг-рейсинг. Beadlock не позволяет сорвать покрышку с диска на высоких оборотах.
Преимущества и недостатки сборных дисков
Сборные диски могут быть различной конструкции и структуры, от этого зависит качество колеса. Кроме того, на свойства диска влияет качество сборки. От того, насколько добросовестно производитель отнёсся к изготовлению диска, будут проявляться его положительные и отрицательные качества.
Преимущества:
- высокий уровень ремонтопригодности. Это один из самых основных положительных качеств комбинированных дисков;
- замена элементов на новые. Восстановление одной повреждённой детали намного проще, чем кантовать колесо целиком. А при невозможности отремонтировать, повреждённый элемент можно заменить на новый;
- богатый дизайн. Применение различных материалов и необычная форма конструкции, поневоле привлекают внимание людей;
- возможно менять эксплуатационные характеристики. Например, если сильно греется тормозная система, можно заменить сердцевины на более открытые.
- альтернатива окраски или полировки каждого элемента по отдельности, после разборки.
- крепкая конструкция. Комбинированные диски эластичные и обладают хорошими противоударными свойствами.
Недостатки:
- сложная конструкция. Это заставляет автовладельца усиленно заботиться и ухаживать за дисками;
- дорогая стоимость. Независимо от материала изготовления, стоимость на такие колёса намного больше, чем на стоковые аналоги;
- тяжёлый вес. Комбинированные диски могут иметь большую массу, чем кованые аналоги. Это способствуют: большое количество болтов и различные дополнительные элементы декора;
- небольшой выбор. Иногда, комплект дисков выпускаются в единственном экземпляре, что делает его поистине эксклюзивным.
Некоторые владельцы, полируют части дисков до зеркального состояния, применяя специальные пасты. Иногда, это приходится делать после каждой мойки.
Из чего изготавливаются
Комбинированный колёсный диск, может быть изготовлен из стали и алюминия. В первом случае, колеса предназначены для спецтехники и грузовиков. Элементы легкосплавных сборных дисков, изготавливаются из алюминия, но по разным технологиям. Как правило, обод (бочка или иннер) и планка — кованые. То есть, производятся на формовочных прессовальных станках. Это самые прочные элементы колеса.
Сердцевина отливается в матрице. Как правило, после сильного удара центр диска может расколоться, а обод останется невредимым. Повреждённую часть возможно поменять на новую и продолжить эксплуатацию колеса.
Некоторые конструкции сборных дисков, состоят из комбинации: стальных, титановых или карбоновых деталей. Каждый элемент подбирается путём заводских испытаний, поэтому самостоятельно менять конструкцию нельзя.
По каким параметрам подбирать
Чтобы приобрести сборный диск, необходимо руководствоваться правилами подбора по параметрам. Размеры для стальных и легкосплавных дисков одинаковые. Помимо диаметра обода и его ширины, следует учитывать такие технические сведения, как:
- DIA – центральное отверстие диска (ЦО). Если оно меньше необходимого, диск нельзя одеть на ступичный цилиндр. В том случае, если ЦО больше, то его возможно отрегулировать центровальными кольцами (втулками).
- ET – вылет диска. Этот параметр отвечает за положение колеса, относительно центра давления подвески. Вылет делится на три вида: отрицательный, нулевой и положительный. Как правило, все стоковые машины оснащаются колёсами с положительным вылетом.
- Разболтовка – этот параметр обозначает, каким количеством болтов/гаек крепится колесо к ступице и какой диаметр всех крепёжных отверстий. Например, 4х98 (ВАЗ-2110) или 5х112 (AUDI V8 1994 г.в.).
Если игнорировать правила подбора, диск может изменить эксплуатационные характеристики автомобиля в худшую сторону. А, в некоторых случаях, колесо вообще не подойдёт к ступице.
Сборные диски на легковую машину, для красоты, могут себе позволить немногие. Средняя стоимость комплекта около 100 тыс. рублей. Но, если вы хотите установить на автомобиль комбинированные колёса, то предстоит настроиться на частый уход и техническое обслуживание ободов.