Параметры колесных дисков. Обозначения и расшифровка. Где находятся?

Чтобы установить на автомобиль колёса, с соответствующими эксплуатационными характеристиками, необходимо знать параметры дисков. Покрышки подбираются позже. Именно обод является основным элементом конструкции колеса. Он может иметь различные виды крепления, быть скрытым в нишу крыла или наоборот выдвинутым наружу. Всё это указывается в параметрах диска. Где находятся эти обозначения и как они расшифровываются? Об этом вы узнаете из этой статьи.

Маркировка колесных дисков – параметры. Где найти?

Маркировки колесных дисков всеобщая для всех типов ободов, стальные это «штамповки», «литьё» или кованые представители. На территории стран ЕС, общий порядок регламентируется правовой нормой UN/ECE 124. Чтобы показать, как выглядит маркировка, необходим образец. Для примера, возьмём колеса народного автомобиля ВАЗ-2110. Заводские параметры его диска следующие: 5Jx14/H2/ЕT35/4×98/DIA 58.6. Где они написаны? Эти параметры можно отыскать в инструкции по эксплуатации ТС, таблица «Технические характеристики».

Если руководства нет, то данные можно найти на кузове автомобиля. Производители размещают наклейки с информацией в таких местах, как:

  • перчаточный ящик (бардачок);
  • внутренняя сторона лючка топливного бака;
  • стойка кузова в дверном проёме с водительской стороны.

Если наклейки тоже нет, тогда смотрим сам диск. На стальных «штамповках», параметры нанесены снаружи обода или на сердцевине. На «литье», обозначения скрыты внутри полостей спиц.

По каким параметрам нужно подбирать диски

Допустим, вы нашли параметры колесных дисков на автомобиле или в инструкции. Но, найденная расшифровка вам ни о чём не говорит. Для этого предстоит узнать, как расшифровать каждое значение. Это важно. Дело в том, что некоторые параметры менять нельзя, а для других допустимы варианты погрешности. Так как нами был выбран диск от ВАЗ-2110: 5Jx14/ЕT35/4×98/DIA 58.6, то и разберём его обозначения для примера.

  • Цифра 5 – это ширина диска. Расстояние измеряется между внутренними закраинами обода. В данном случае, на вазовском диске ширина составляет 5 дюймов. Чтобы перевести значение в мм, достаточно умножить 5-ку на 2,54 (1 дюйм). Каждая покрышка рассчитана для определённой ширины обода. Как правило, резина должна быть шире диска на 25-35 %.
  • Цифра 14 – это монтажный диаметр обода. Также измеряется в дюймах. Может дополнительно обозначаться буквой «R». Не стоит думать, что это радиус. Буква R от слова Rim, в переводе – обод. Аналогичный параметр присутствует и на покрышках. Например, колёса от жигулей R13, установить на диск R14 не получится, так как они меньшего диаметра.
  • ЕТ35 – это вылет диска. То есть, параметр указывает, насколько колесо будет спрятано в колёсную арку или наоборот – выдвинуто наружу. Всего существует три вида вылета: отрицательный, нулевой, положительный. Если цифра без знака, значит вылет положительной. Маркировка ЕТ0 – это нулевой параметр. А если стоит ЕТ-35, значит вылет отрицательный. У большинства стоковых машин, данный параметр положительный. Но его погрешность на 10-15 мм в любую сторону, существенно меняет внешний облик машины. А главное, у автомобиля пропадает часть эксплуатационных характеристик. Поэтому, играть с размерами вылета не рекомендуется.
  • 4×98 – расположение крепежных отверстий, в народе — «разболтовка». Из этой маркировки нам становится ясно, что диск крепится на 4 болта. А диаметр всех центров 4-х отверстий, составляет 98 мм. Смещение параметра всего на 2-4 миллиметра, и диск не отцентруется на ступице должным образом, так как 3 из 4-х болтов, будут вкручиваться под углом.
  • DIA 58.6 — диаметр посадочного отверстия. Это обозначает, что центральное отверстие (ЦО) для установки на ступичный цилиндр составляет 58.6 мм. Если ЦО будет меньше, то вам не удастся одеть диск на ступицу. Если больше, то колесо не отцентруется и появится статический дисбаланс. На «литье», проблему большего ЦО можно устранить центровальными кольцами (втулками). Для стальных дисков, такая опция не предусмотрена.

Всё вышеперечисленное является очень важным при выборе. Даже небольшие, казалось бы, отклонения на 2-4 мм, способны огорчить автовладельца. Колёсный диск, попросту, не подойдёт.

Виды кромки диска

Возможно вы заметили, что при расшифровке параметров была упущена литера «J», которая стоит после цифры 5. Это буквенное обозначение отображает форму закраины диска. В большинстве случаев, вам будет встречаться именно это буква. Но могут попадаться такие обозначения: B, D, P, K, JK или JJ. Последняя, двойная «JJ», часто используется на дисках для внедорожников. Тип закраины зависит от радиуса закругления, угла полок и их высоты, а также от формы контура профиля. Тип закраины характеризует способ бортировки колёс и установку балансировочных грузиков.

Хампы

Ещё один параметр, который может присутствовать или отсутствовать в надписи маркировки диска, это литера «Н». Она обозначает форму и наличие хампов. Hamp, в переводе на русский – это выступ. Данные выступы необходимы для фиксации бескамерных шин и удержания воздуха в баллоне. Всего существует несколько конфигураций кольцевого выступа:

  • Н – на диске всего один кольцевой выступ;
  • Н2 – на ободе два одинаковых кольцевых выступа;
  • FH – плоский хамп (Flat Hamp);
  • СН – комбинированный хамп (Combi Hump);
  • AH – асимметричный выступ (Asymmetric Hump).

Если вместо маркировки «Н» стоит литра «Х», значит диск неразборный и без кольцевых выступов.

Возьмите на вооружение правила расшифровки параметров колёсного диска. Таким образом, вам удастся приобрести диски необходимой конструкции. Как следствие, автомобиль будет соответствовать заводским характеристикам и радовать хозяина.