Колесо — важнейший элемент устройства автомобиля. Казалось бы, простая радиальная конструкция, но эта деталь является итогом инженерной мысли всего ансамбля машины. Благодаря точным расчётам, авто наделяется определёнными динамическими функциями. Если изменить параметр хоть одной важной детали, в нашем случае колёс, то эксплуатационные качества ТС будут нарушены. Поэтому, настоятельно рекомендуется знать размер колесных дисков, которые утвердил автопроизводитель на ваше транспортное средство.
Как обозначается размер диска? Где его найти
Все мировые производители дисков, используют единые сертифицированные обозначения и размеры в маркировке своих изделий. Параметры наносятся на сам обод. Также они указывается в инструкции по эксплуатации ТС и размещается в информационных наклейках на кузове автомобиля. Как правило, стикер с параметрами можно найти в следующих местах:
- стойка дверного проёма с водительской стороны;
- внутренняя сторона лючка топливного бака;
- полость перчаточного ящика (бардачка).
Для примера детальной расшифровки, возьмём маркировку стоковых дисков народного автомобиля ВАЗ-2110. В инструкции по эксплуатации этого ТС, размеры обода обозначаются так: 5Jx14/ЕT35/4×98/DIA 58.6.
Диаметр
Диаметр обода, в нашем примере обозначен цифрой «14». Иногда, цифру может сопровождать литера «R» от английского слова Rim, что в переводе обозначает — обод. Это не радиус, как думают некоторые. Данный параметр измеряется в дюймах. Размером диаметра можно поиграть. Некоторые устанавливают на «десятки» обода: R15, R16 и даже R17. В последнем случае, потребуется небольшая доработка подвески.
Чтобы колесо влезло в колёсную арку, автовладельцы устанавливают на большие диски низкопрофильную резину. Машина выглядит эффектней. Появляется стремительная динамика, но при этом ухудшается комфорт. Колесо становится жёстче, из-за уменьшенного объёма воздуха в шине и твёрдого бокового профиля покрышки.
Ширина диска и вылет
Ширина диска обозначается параметром «5». Он измеряется в дюймах, между закраинами обода. Расположенная за ним литера «J» — это тип закраины обода (применяется на большинстве автомобилей). Вылет диска обозначается, как «ЕТ35», измеряемый в мм. ЕТ – это расстояние от привалочной плоскости к центральной оси диска. Иногда маркируется, как OFFSET и DEPORT. Этими параметрами желательно не играть.
Если устанавливать диски шире, например, 7 дюймов, то следует подбирать обода с увеличенным вылетом, например, ЕТ40. Это позволит равномерно распределиться нагрузке от подвески на центр пятна контакта. Если нагрузка будет смещена, то увеличится рычаг давления на подвеску, автомобиль потеряет часть эксплуатационных характеристик. Появятся такие особенности, как: тяжёлый и непослушный руль, плохой радиус разворота, некачественная курсовая устойчивость, быстрый износ ступичных подшипников и деталей подвески.
Разболтовка
Разболтовка – обозначена на примере «4×98». В мануалах, этот параметр маркируется, как PCD. Расшифровка даёт понять, что диск крепится на 4 болта (гайки), а диаметр всех четырёх отверстий составляет 98 мм.
Диаметр можно узнать самостоятельно. Если измерить расстояние между центрами дальних болтов, то получим 98 мм. А, если диск крепится на 5 болтов, то делаем замер между дальними болтами и умножаем полученное расстояние на коэффициент 1,051.
Диаметр центрального отверстия
Диаметр центрального отверстия (ЦО), обозначен на нашем примере, как DIA 58.6. Иногда маркируется одной буквой «D». Это отверстие измеряется в мм. Если ЦО будет меньше, то диск не оденется на ступичный цилиндр. Большинство производителей легкосплавных дисков, делают ЦО заведомо большим, универсальным.
При увеличенном DIA, можно отрегулировать зазор центровочными кольцами (втулками). Они в ассортименте продаются в магазинах, торгующих колёсами. Втулки могут быть из алюминия или из твёрдого пластика. На железные диски, такая опция не предусмотрена. Точный размер ЦО очень важен, так как благодаря ему диск центруется на ступице. В противном случае, появится статический дисбаланс, влекущий вибрацию.
Принимая во внимание типоразмер колёсных дисков, вам удастся подобрать колёса соответствующих характеристик. Это позволит узлам подвески автомобиля работать в штатном заводском режиме, а шины будут изнашиваться равномерно, согласно установленному ресурсу.