Колёса не относятся к расходным материалам конструкции автомобиля, но иногда может появиться необходимость их замены. Причины могут быть разные: повреждение, изношенный внешний вид или моральное устаревание. Если замена продиктована эстетикой, то это правило личного предпочтения. А, что делать с повреждённым колесом? Нужно ли менять диски полным комплектом, приобрести аналогичный обод или всё же отремонтировать повреждение?
Каким воздействиям подвержены колесные диски
Колёсные диски подвержены эксплуатации в агрессивной среде. Особенно это относится к зимнему периоду: повышенная влажность, реагенты, скрывающиеся в лужах ямы и перепады температур. Всё это влечёт к быстрому старению структуры металла и появлению вмятин и трещин на ободе. Если автомобиль эксплуатируется в сельской местности, с преобладающим большинством грунтовых дорог, то песок, камни и мелкий гравий — оказывает абразивный эффект на поверхность диска. При постоянном уходе, можно продлить срок службы колёс. Но, иногда повреждения бывают настолько фатальными, что замена – единственный оставшийся вариант.
Преимущества и недостатки дисков того или иного типа
Линейка колёсных дисков, делится на четыре вида: стальные, литые, кованые и сборные. Последняя категория довольно редкая и дорогая. Эксплуатацию таких ободов могут позволить себе состоятельные люди. Основные три группы активно эксплуатируются российскими автовладельцами. У каждого типа колёс есть свои преимущества и недостатки.
Стальные диски наиболее часто используются россиянами. Штамповки предпочитают ставить на машину зимой. Также, автопроизводители оснащают стальными колёсами стоковые автомобили на конвейере.
Преимущества стальных дисков:
- дешёвый модельный ряд;
- ремонтопригодные из-за мягкости металла;
- можно самостоятельно покрасить;
- лучше защищают тормозные механизмы от внешних воздействий;
- есть возможность установить декоративные колпаками.
Недостатки:
- тяжелая масса;
- ограниченный дизайн;
- плохое противостояние влаге и реагентам;
- быстрое появление ржавчины из швов и в местах повреждений;
- неэстетичный внешний вид.
Литые диски также очень полюбились автовладельцами. Они дороже и легче стальных аналогов.
Преимущества:
- облегчённая масса;
- не ржавеют;
- привлекательный внешний вид;
- широкий модельный ряд.
Недостатки:
- хрупкость конструкции;
- мутнеют и окисляются в местах повреждений;
- плохая ремонтопригодность.
Кованые диски тоже изготавливаются из алюминия, но по другой технологии. Изделия не отливаются в матрицы и штампуются на прессовальном станке с периодическими температурными обработками. Поэтому, структура диска становится более крепкой, чем у «литья».
Преимущества:
- красивый внешний вид;
- более облегчённая масса в сравнении со «штамповками» и «литьём»;
- высокая прочность;
- хорошая ремонтопригодность, так как структура металла мягкая;
- не ржавеют;
Недостатки:
- дорогая стоимость;
- ограниченный модельный ряд.
Если автомобиль комплектуется на заводе коваными дисками, то они способны прослужить весь срок эксплуатации машины. При попадании в яму, вероятнее всего порвётся покрышка, нежели лопнет такой обод.
Как узнать, что нужно менять колесные диски
Если стальной диск сильно деформирован, например, до состояния эллипса, то восстановить его геометрию практически невозможно. Такой обод следует заменить. Что же касается легкосплавных дисков, то возможно осуществить прокатку после нагрева. Для ремонта трещин используется сварка аргоном. Стоит особенно отметить, что ремонтные действия с нагревом ослабляют конструкцию элемента и меняет структуру металла. Если вы всё же решились эксплуатировать «литьё» со сварными швами, то лучше поставить ремонтный диск на заднюю ось. И это лишь временно.
Ассоциация европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers) содержит норматив п. 2.3. «Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен».
Можно ли менять один диск
Можно ли менять один диск? В большинстве случаев, можно приобрести на замену один диск, той же модели. Правда стоить он будет, как половина комплекта. Если колёса редкие, можно попробовать подобрать максимально схожий обод, но с учётом соответствия всех технических параметров:
- монтажный диаметр;
- ширина;
- вылет;
- диаметр центрального отверстия
- статическая нагрузка
- вес диска.
Малейшее отклонение от нормы и автомобиль растеряет свои эксплуатационные характеристики. А это уже вопрос личной безопасности и безопасности окружающих. Разные диски на авто, являются причинами дисбаланса, плохой отзывчивостью на рулевое управление, потерю качества курсовой устойчивости.
После сильного повреждения, следует обязательно менять колесные диски. Ремонт, путём нагрева и сварки, не убирает остаточные деформации структуры материала. Абсорбцию энергии и внутреннее напряжение металла устранить невозможно. Ремонтный шов может лопнуть в любой момент, и на большой скорости. Прокатка и рихтовка – допустимы, но при небольших повреждениях.