Не будем скрывать, многим из нас приходилось эксплуатировать шипованные колёса до глубокой весны. Причин могло быть множество. А иным ничего не оставалось, как ездить на зимних шинах летом. Это могло быть в молодости, при условии тотальной нехватки свободных денежных средств на покупку новых покрышек. Хорошо, если резина была уже старой. Не жалко. Но, вопрос экономии — это лишь одна сторона медали. Главное, что такая эксплуатация может стать опасной. Раньше, никто этого не мог объяснить. В чём же заключается риск использования шин не по сезону, и как это отражается с финансовой стороны?
По статистике ГИБДД, глубокой весной возрастает количество жутких аварий, участниками которых становятся автомобили на «шиповке». Дополнительно к этому, увеличивается число сбитых пешеходов.
Можно ли ездить на зимней резине летом
В настоящее время (2019 год), эксплуатировать шипованные колёса нельзя с 31 мая по 1 сентября. Это правая норма Технического регламента Таможенного союза 018/2011 приложение № 8 р. 5 п. 5.5. За нарушение, водителю будет выписан штраф в размере 500 рублей на основании КоАП РФ статья 12.5, ч.1.
Дополнительное правило ТР ТС, действующее на протяжении 4 лет. Однако, в этом законодательстве ничего не сказано о фрикционной резине (липучке). Следовательно, у сотрудников ГИБДД не будет законных претензий к автомобилю, обутому в покрышки без шипов.
Особенности эксплуатации зимних шин летом
По своему составу, колёса для зимы имеют мягкую конструкцию, позволяющую сохранять эластичность при низких температурах. Летом, данный тип покрышек становится ещё более мягким, что негативно сказывается на технических характеристиках самих шин и динамике автомобиля. Повышается уровень сопротивлению качения, машина тяжелее едет. Вместе с этим, происходит следующее:
- увеличивается расход топлива, в среднем на 10%;
- в салоне повышается уровень шума;
- шипы не держатся в посадочных местах при высокой температуре теряются;
- увеличивается время разгона и удлиняется тормозной путь;
- машина на «шиповке» рискует пойти юзом при торможении;
- ламели в протекторе, как губка впитывают воду, обеспечивая эффект аквапланирования;
- траектория прохождения поворотов и перестроение в потоке менее чёткие;
- автомобиль вяло отзывается на рулевое управление;
- ускоряется износ резины.
Все эти факторы возникают по той причине, что зимние колёса изначально не предназначены для летней эксплуатации, тем более в жару. Европейские (липучки) или скандинавские (шиповки), теряют свои технические характеристики при температуре выше +7°C. Это заявляют сами изготовители.
Пока не создано колёс, которые бы одинаково хорошо себя проявляли при любой сезонной эксплуатации. Есть такая закономерность: чем лучше характеристики сцепления для зимней дороги, тем хуже резина ведёт себя летом. И наоборот. Доказано самими инженерами.
Но ведь есть всесенонки! Воскликнут многие. Да есть, но покрышки данного типа не обеспечивают идеальные сцепные параметры ни летом, ни зимой. Это колёса для тех, кому не хочется заниматься «переобувкой».
Всесезонная резина также имеет ряд недостатков при эксплуатации летом. Во-первых, расход топлива на 3-5% больше, чем при езде на летних покрышках. Во-вторых, протектор быстро изнашивается.
Если вы дорожите зимними шинами и планируете их эксплуатировать ещё пару сезонов, то «переобувайтесь» при устойчивой весенней температуре +5°C. Обычно, такая тёплая погода устанавливается с середины апреля. И главное помните — езда на зимних шинах глубокой весной и летом опасна для вас, и для окружающих.