Ремонт литых дисков. Виды повреждений. Можно ли ремонтировать?

Эксплуатируя литые диски можно огорчиться, когда их блеск и лоск утрачиваются. Но это поправимо, и вернуть былую красоту возможно самостоятельно. Намного печальнее, если колесо попало в скрытую лужей выбоину и сильно пострадало. У многих промелькнёт в памяти мысль, что ремонт литых дисков тоже возможен, их даже варят аргоном. Действительно, капитальная реставрация алюминиевых ободов практикуется и многие пользуются такой услугой. Но, как специфический ремонт отражается на самом диске, большинство автовладельцев не знает.

Эксплуатационные качества легкосплавных дисков

Литые диски вторые по популярности колёса, после стальных ободов. Они уступают лидерство кованым аналогам, занимая почётное 2-е место. Торговые сети обладают большим ассортиментом «литья». Поэтому, каждый автовладелец найдёт на своё ТС алюминиевые диски по личному предпочтению и эксплуатационным характеристикам.

Действительно, красивый внешний вид «литья» подкреплён достойными параметрами. Например, меньший вес колёс облегчает неподрессоренную массу. Это добавляет комфорт при движении и бережёт подвеску. В чём основные плюсы и минусы «литья»?

Преимущества:

  • красивый внешний вид;
  • лёгкий вес, на 15-20% меньше, чем у стальных «штамповок»;
  • хорошая теплопроводность, исключающая перегрев тормозных механизмов;
  • нержавеющий металл;
  • крепкая конструкция;
  • обеспечивают автомобилю хорошую манёвренность;
  • улучшается динамика, разгон становится быстрее, а тормозной путь сокращается;
  • более отзывчивое рулевое управление.

Недостатки:

  • большой процент некачественных дисков в продаже;
  • низкая степень пластичности, на ободе часто появляются трещины;
  • плохая ремонтопригодность;
  • редко продаются поштучно.

Стоимость «литья» нельзя соотнести к преимуществам или недостаткам. Ценовая политика относительная: к штамповкам они дороже, а к кованым аналогам – дешевле.

Каким повреждениям подвержены литые диски

В процессе эксплуатации машины, автовладелец неизбежно столкнётся незначительным или глобальным повреждением диска. Дорога — это агрессивная среда для колёс. Ямы, поребрики, бордюры, камни, песок и реагенты – всё это контактирует с колёсами. В результате, на «литье» появляются:

  • сколы и царапины;
  • трещины;
  • осевое смещение (восьмёрка);
  • радиальное смещение (эллипс);
  • помутнение и отслоение эмали.

В результате определённой степени ущерба, диски могут обрести нереспектабельный внешний вид или вообще, стать полностью непригодными к дальнейшей эксплуатации. Что с ними происходит:

  • трещина в ободе, способна стать причиной стравливания воздуха из шины. Чаще всего, таким повреждениям подвержены колёса с низкопрофильной резиной;
  • появление вмятины, обеспечивает радиальное смещение. Оно появляется после сильного удара при наезде на бордюр или глубокую выбоину с острыми краями асфальта. В большинстве случаев, колесо спускает воздух;
  • осевое смещение, появляется после бокового удара, например, при аварии или после заноса, с последующим столкновением о препятствие. Иногда, повреждение совсем не видно, но при движении, появляется динамический дисбаланс, отдающийся вибрацией по рулевому колесу и кузову;
  • царапины, сколы, помутнение и отслоение эмали — это последствия обычной эксплуатации. Песок, гравий, притирания ободом о бордюр и реагенты, основные виновники утраты внешнего вида. Диск не ржавеет, потому что сделан из алюминия. Но присутствие магния в сплаве (для прочности) является причиной появления окисления. Со временем очаг разрастается, отслаивая краску.

Большинство повреждений поддаётся ремонту. Даже возможно капитальное восстановление. Например, если диск раскололся на несколько частей, то современным умельцам под силу восстановить конструкцию. Но если представить, что диск, собранный по кускам, разлетится на скорости в автомобильном потоке? На самом деле, это жуткая картина. А такие ситуации бывают.

Европейские и японские умельцы, восстанавливают повреждённые диски в промышленных масштабах. Сварочные швы шлифуются, шпатлюются и окрашиваются, что невозможно заметить следов ремонта. Далее, колёса поступают на аукционы, где их раскупают российские перекупщики и продают нам.

Почему, ремонтные диски, иностранцы не оставляют себе? Всё потому, что за рубежом эксплуатация ободов после ремонта запрещена. Положение установлено Ассоциацией европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers) в Рекомендациях по сервису и безопасной эксплуатации колёсных дисков: п. 2.3. «Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен». Аналогичные правила существуют в Японии.

 Как ремонтируются литые диски

В России другой уровень жизни и склад ума. Мы не Европа. Капитальный ремонт легкосплавных дисков можно найти, практически в любом областном городе. «Литьё» варят аргоном и прокатывают на станках. Хотя станки эти, предназначены только для стальных дисков. Но если вам очень нужна «раскатка», то знайте, что она должна осуществляться на холодную. Правда это займёт в несколько раз больше времени.

Чтобы ускорить процесс прокатки и побыстрее заработать, мастера нагревают поверхность диска. Что происходит в этом случае? При 220-230°С меняется структура металла. Именно поэтому, ремонтные диски нельзя эксплуатировать в Европе и Японии. Но если вам деваться некуда, то лучше поставьте восстановленный обод на заднюю ось.

С косметическим ремонтом всё гораздо проще. Устранить царапины и сколы под силу большинству автовладельцев. Изначально, диски следует отшлифовать наждачной бумагой. Затем, обезжирить и нанести грунт. После высыхания грунтовки, остаётся покрасить обод эмалью. Все используемые материалы должны быть для алюминия. Их можно приобрести в любом специализированном магазине.

Резюмируя материал можно сказать, что восстановить, даже сильно повреждённый колёсный диск из алюминия — можно. Но это мина замедленного действия. Ремонтный обод после сварки или нагрева, может подвести в любую минуту, прямо на ходу. Единственная безопасная реставрация «литья» — это покраска.