Колёса являются не только главным элементом конструкции автомобиля, но и наделяют его красивым видом. Большинство автовладельцев любят, когда машина выглядит ухоженой. Чтобы поддерживать эстетичный вид колёс, рекомендуется время от времени самостоятельно делать косметический ремонт дисков. Это поможет продлить их эксплуатацию. После сильного удара в дорожную выбоину, обод можно восстановить. Однако, не все диски подлежат капитальному ремонту.
Колёсные диски разделяются на три вида: стальные (штампованные), литые и кованые. Все они могут эксплуатироваться разные сроки. Продолжительность использования зависит от условий эксплуатации и стиля вождения.
- «Штамповки» самый распространённый и недорогой вид дисков. Они достаточно крепкие и ударопрочные. При этом, мягкая структура стали позволяет поглощать часть ударной энергии, сминаясь в месте повреждения. Это меньше травмирует подвеску и покрышки. Но, штампованные диски не противостоят коррозии. В месте повреждения, если была сбита эмаль, незамедлительно появляется ржавчина. Особенно много очагов коррозии появляется в зимний и весенний периоды, после обработки дорог реагентами. Образование рыжих пятен усугубляет, и без того, не эстетичный вид стального обода. Со временем, коррозия может стать сквозной, что повлечёт утечку воздуха.
- Литые диски сделаны из алюминиевого сплава, с добавлением титана и магния. Они легче и крепче стальных аналогов. Поэтому, срок эксплуатации «литья» дольше. Однако, эти обода имеют низкую степень пластичности и при сильном ударе не гнутся, а лопаются. Поэтому, любой сильный удар может стать фатальным для диска. Но если эксплуатировать машину бережно, то колёса прослужат долго. Они не ржавеют и имеют привлекательный внешний вид.
- Кованые диски — это ещё одни представители легкосплавных изделий из алюминия. Но этот тип ободов изготавливается не методом литья, а методом формовки в прессе, напоминающем ковку. Эти колёса ещё легче «литья» и «штамповок», а вместе с этим они намного крепче аналогов. Обода не ржавеют и в большинстве случаев эксплуатируются вместе с автомобилем весь срок его службы.
Кованый диск настолько крепкий, что при попадании в дорожную выбоину, скорее порвётся покрышка, нежели лопнет диск.
Виды повреждений колесных дисков
Колёса подвержены влияниям внешних факторов, которые могут делиться на эксплуатационные и беспечные. К первым относятся погодные условия и состояние дорожного полотна. К беспечным, можно отнести неаккуратную бортировку шин, наезды на поребрик, небрежное хранение и так далее.
Появление царапин не избежать. Этому подвержены все виды дисков. При попадании в яму и сильном ударе, стальной обод погнётся, а литой аналог может лопнуть. Кованый диск, тоже может дать трещину, но это должен быть очень сильный удар. Скорее деформируется рычаг.
Основной недостаток стальных ободов — это коррозия. У легкосплавных аналогов нет такой проблемы. Однако, они могут окисляться. В составе алюминиевого сплава есть немного магния, который и является основной причиной утери эстетичного вида. Кроме того, алюминиевые диски мутнеют со временем. Корень проблемы — это абразивное влияние песка и гравия.
Как осуществляется ремонт колесных дисков
Самый поддаваемый реставрации диск, это «штамповка». Вмятину легко отрихтовать молотком. В иных случаях, есть возможность восстановить радиальный размер на прокатном станке. Ржавчина поддаётся чистке корщёткой на дрели. Есть вариант отдать ржавые «штамповки» на «пескоструй». После чистки, для придания эстетичного внешнего вида и защиты открытого металла, обода грунтуются и окрашиваются антикоррозийными эмалями.
Если литой или кованый диск получили вмятину, их стараются восстановить на прокатном станке, но это не совсем корректно. Прокатный станок только для «штамповок». А если легкосплавный диск лопнул? Его заваривают при помощи газовой смеси с аргоном. Однако, восстановление способом нагрева не является нормативным, так как при 220-230°С меняется структура металла.
О неприемлемости таких ремонтов указала Ассоциация европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers) в Рекомендациях по сервису и безопасной эксплуатации колёсных дисков: п. 2.3. «Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен». Такие же правила в Японии.
Зарубежные умельцы, стачивают сварные швы и заделывают поверхность таким образом, будто бы обод не ремонтировался. Затем, восстановленные колёса направляются на аукцион, где их приобретают российские перекупщики.
Не запрещено косметическое восстановление легкосплавных дисков. Они поддаются более щадящей обработке, в сравнении со «штамповками». А далее, окрашиваются грунтом и эмалью для алюминия. Весь необходимый материал: наждачка, грунтовка, шпатлёвка и краска – свободно продаются в специализированных автомагазинах.
Ремонт колесных дисков, в некоторых случаях, вполне возможен. Косметическую реставрацию можно сделать своими руками. Лопнувшие алюминиевые обода, восстанавливать не стоит из соображения мер безопасности. Сварочный шов способен лопнуть на скорости в любой момент. Со «штамповками» всё проще, они поддаются рихтовке и прокатке.