Автошина обладает определенными характеристиками, позволяющими наиболее эффективно выполнять основное предназначение. В процессе эксплуатации покрышка изнашивается, нужно понимать, как это происходит, и как минимизировать эту проблему.
Как по мере износа шина теряет свои свойства
Износ шин весьма сложный процесс. Изнашивание касается любой авторезины, но у летних и зимних покрышек имеются некоторые особенности, касающиеся в первую очередь характеристик.
При износе снижается уровень сцепления с дорогой. Происходит это на всех типах покрышек. На летних шинах особенно ярко проявляется у дождевой резины. Стирание дождевых канавок приводит к снижению способности противостоять аквапланированию.
Зимние автошины могут иметь некоторые нюансы, по которым снижается сцепления. Это могут быть стертые сегменты протектора или потерявший пористость верхний слой протектора. Как итог, покрышка хуже ведет себя на снегу и скользком покрытии.
Еще одна частая проблема, напрямую связанная с износом покрышек – неустойчивость к нагрузкам. Автошина разрушается при движении на скорости, допустимой нагрузке на колесо.
Что влияет на износ протектора
Износ протектора шин происходит по целому ряду причин. В целом это естественный процесс, но есть целый ряд случаев и ситуаций, когда он ускоряется. Водителю стоит знать все причины, способные вывести из строя авторезину раньше времени.
- Качество дорожного покрытия. В первую очередь речь идет о «зернистости». В этом случае асфальт действует, как абразив. Мелкие частицы щебня, торчащие из покрытия, повреждают протектор, постепенно накапливающийся износ в итоге приводит к полному стиранию рисунка.
- Температура покрытия. Этот параметр регулировать практически невозможно. При высокой температуре, материал автошины размягчается, его устойчивость к нагрузкам снижается. Стирание протектора усиливается. Особенно от этого страдают зимние и всесезонные покрышки, изначально имеющие мягкую резину.
- Давление оказывает значительное влияние на техническое состояние автошины. Отрицательно на сроке службы сказывается и маленькое, и высокое давление. Учитывайте фактор, следите за уровнем давления, своевременно подкачивайте покрышки.
- Высокая скорость. При движении на больших скоростях нагрузка на авторезину увеличивается. Для примера можно сравнить движение при скорости 60 км/ч и 120 км/ч. Во втором случае степень изнашиваемости автошины будет выше примерно в 2 раза. Тут еще нужно смотреть на индекс скорости. Не превышайте допустимый параметр.
- Угол установки колес. Тут страдают в первую очередь передние шины, задние колеса имеют возможность регулировки значительно реже. При нарушении настроек, автошина оказывается под углом к покрытию, нагрузка распределяется неравномерно, износ протектора значительно увеличивается. Чем сильнее нарушены настройки, тем быстрее будет износ.
- Проблемы с амортизаторами. Причина незаметная на первый взгляд, но довольно частая. При такой проблеме ударная нагрузка на покрышку увеличивается, это приводит к микроповреждениям, постепенно шина выходит из строя.
- Нарушение балансировки. При дисбалансе колесо движется со смещениями, чем больше разбалансировка, тем сильнее проявляется неравномерный износ. Протектор стирается пятнами, это не всегда заметно, но отрицательно сказывается на безопасности движения.
Причин для ускорения износа покрышки достаточно много. Зная их можно постараться минимизировать ущерб.
Виды износа протектора – о каких неисправностях говорит неравномерный износ
Важно знать, какие разновидности проблемы бывают. Покрышка может иметь естественный/нормальный износ. В этом случае протектор изнашивается примерно равномерно, с небольшими нюансами, связанными с местом установки, уровень истирания для передней и задней оси всегда разный. Такие повреждения проявляются на большом пробеге, являются нормой. Определить естественное снашивание покрышки можно по индикаторам, они показывают необходимость замены резины.
Ниже рассмотрим виды износа, являющиеся следствием разных поломок и других причин.
- Износ плечевых зон, причем двухсторонний и симметричный. Характеризуется равномерным стиранием протектора по краям ската. Причина неправильно подобранный размер колесного диска, неверно подобранное давление воздуха, повышенная нагрузка. Причина может быть одной или комплексной.
- Стирание по центру ската. При такой ситуации можно говорить о плохом контакте автошины с покрытием. Колесо в таком случае менее управляемо. Происходит при перекачивании покрышки.
- Диагональная вмятина на протекторе. Зачастую совмещается с явными признаками стирания рисунка. Происходит в случае постоянных перегрузов автомобиля. Чаще встречается на задних осях машин с передним приводом.
- Выпуклый износ плечевых блоков. Заметить его непросто. Характеризуется неравномерным стиранием блока, одна часть уменьшена, другая остается практически целой. Заметить такое можно только наощупь. Происходит такое при повреждении шаровых опор и подшипника ступицы.
- Одиночные пятна. Встречается чаще всего на машинах без ABS. При резком торможении или маневрировании колеса блокируются, это приводит к недолгой поездке на шине, как на лыже. В этот момент она и стирается в одном месте. Заметить такие проблемы бывает не просто. После каждого торможения с блокировкой, осматривайте колеса.
- Плоское пятно. Это деформирование шины в одном месте. Появляется после длительной стоянки.
- Односторонний износ покрышки. Появляется как следствие неправильного схождения колес. В результате шина получает неравномерную нагрузку, это и приводит к такой проблеме. Причем стирание происходит быстро, иногда достаточно проехать 10-20 км, чтобы полностью стереть край. Иногда может появляться при неравномерном размещении груза.
- Вмятины на боках и протекторе. Выглядит как бугорки и мелкие вмятины по всей шине. Происходит при неисправной подвеске, в результате большого количества ударов силы разной степени. Обычно происходит подобное из-за неисправных амортизаторов.
- Грыжи и трещины. Это выпуклости и линейные повреждения автошины. Происходят при боковых ударах по покрышке. Иногда могут быть следствием эксплуатации с малым давлением, или же просто в связи со старением материала.
Разновидностей повреждений немало, зная, как они выглядят можно своевременно диагностировать проблему.
Как проверить степень износа шин
Каждый водитель должен знать, как определить степень износа. Это позволит быстро определять, когда требуется заменить покрышку.
Оптимально в любом случае консультироваться со специалистами шиномонтажа.
Проверяется минимальный износ несколькими способами.
- Визуальный осмотр, тут следует смотреть на равномерность стирания протектора, наличие повреждений. Резина должна быть эластичной и достаточно мягкой.
- Проверка по меткам производителя. Находим индикатор, он может быть в виде бугорка в канавке или цветной отметкой на блоке или боковине. В зависимости от конкретного производителя индикатор может различаться.
- С помощью монеты измерить глубину протектора.
- Специальный глубиномер. Этот способ даст наилучший результат.
Для летних покрышек на легковом автомобиле допускается глубина протектора не менее 1,6 мм, для грузовых машин – 1 мм. На зимней авторезине минимально допустимая глубина – 4 мм.
От состояния шин напрямую зависит безопасность движения. Следует регулярно проверять покрышки на отсутствие повреждений. При малейшем сомнении в надежности заменяйте авторезину.