Маркировки на шинах — что обозначают, как расшифровываются

Купить автомобильные шины в Туапсе. Магазин автошин ПИН-АВТО.

Для неопытного водителя расшифровка маркировок на шинах может показаться сложной задачей. Часто производитель указывает данные своими пиктограммами. Водителю автомобиля необходимо знать, все особенности маркировки на шинах, зная эти данные можно точно купить подходящие покрышки. Причем неважно летняя резина или зимняя шина приобретается. Подробно разберем всю техинформацию, которую изготовитель наносит на резину, эти данные структурированы, что поможет значительно упростить и облегчить восприятие этой сложной информации.

Главные маркировки

Обязательно указывается довольно много параметров. В начале стоит рассмотреть самые важные. Вот основные параметры:

  • производитель;
  • модель резины или торговая марка;
  • размер шины;
  • индекс скорости
  • индекс разрешенной нагрузки
  • степень защиты;
  • допуск по условиям эксплуатации, сезонность;
  • прочие данные.

Разберем перечисленные обозначения на шинах более подробно.

  • Производитель. Зачастую наименование изготовителя, торговой марки нанесено на боковину покрышки, причем большими буквами. Это своеобразная реклама. Там же размещается логотип, имеющейся у любого производителя. Выполняется он в уникальной стилистике. Сейчас в мире работает большое число производителей автошин, нет смысла разбирать их подробно.
  • Линейка. Иногда ее может заменять торговая марка, если у производителя имеется несколько разных марок. Линейки обычно предполагают некоторые общие характеристики, например, требования к дорожным условиям. В каждой линейке предлагается ряд шин, отличающихся размерами и некоторыми техническими показателями. Так удается обеспечить наиболее полный и комфортный выбор.

Размеры автошины показаны на боковине покрышки, рассмотрим, что означают эти цифры. Далее будет рассмотрена подробная расшифровка.

шина xl

Типоразмер. Для примера возьмем шину с параметрами 195/60R14. Цифра 195 обозначает ширину профиля авторезины. Измеряется в миллиметрах (мм). Замеряется между внешними границами ската. Не учитывают различные дополнительные элементы на боковине.

Число 60, показывает отношение высоты шинного профиля к ее ширине. Демонстрируется в процентах. Чтобы перевести этот параметр в более понятную форму, потребуется умножить 195 на 0,6. Получим 117 мм. Это обычный пересчет процентов.

Часто водители ошибочно считают, что R обозначает радиус. Но, на самом деле этот тип конструкции. Буква R расшифровывается, как Radial, переводится на русский, как радиальный вид конструкции. Такой тип шин встречается чаще всего, он практически вытеснил диагональную конструкцию из обихода.

Последнее число показывает на посадочный актуальный диаметр, или о подходящем диске. В нашем примере – 14. Единица измерения – дюйм.

На части автошин обозначение может содержать букву C, размещенную после диаметра посадочного. Расшифровывается она, как commercial. Имеет большую слойность, но по размерности не слишком больше легковых покрышек. Используют такую резину на следующем транспорте:

  • малые грузовики;
  • небольшие автобусы;
  • фургоны;
  • пикапы.

Производители коммерческих шин учитывают, что на некоторых автомобилях возможна спаренная установка колес. Для этого индекс показывается двумя числами через косую черту. Одна демонстрирует массу для одиночного колеса, вторая для спаренного.

Возьмем покрышку 185/75 R16C 104/102S. Тут есть «C», показывает усиленную шину. Также имеется двойное указание нагрузки, одна демонстрирует допустимую массу при одиночном монтаже, это 104 (900 кг). Вторая – установка спаренных колес, тут указан индекс 102 (850 кг). Можно увидеть «S», это индекс разрешенной скорости. Тут можно ехать со скоростью 180 км/ч. Подробнее особенности этих индексов разберем далее.

Иногда можно встретить шины, где нет высоты профиля в типоразмере. Это полнопрофильные автопокрышки. Их высота 80% или больше. Профиль с соотношением меньше 80%, обязательно помечается, причем шаг уменьшения 5%.

Шины, выпускаемые в Северной Америке и США, использует «дюймовую маркировку». Она несколько отличается от привычной. Эту схему можно найти на авторезине для спецтехники и внедорожных машин. Посмотрим такой вариант – 35/12.5 R15 113Q. Первая цифра показывает диаметр внешний автошины, измеряемый в стандартных дюймах. В примере это 35 дюймов. Вторая цифра демонстрирует номинальную ширину, показываемую в дюймах, для примера, это 12,5 дюймов. Далее все данные полностью идентичны основному стандарту.

Важным параметром является индекс допустимой нагрузки на покрышку, иногда его обозначают Load Index. Тут говорят о массе, что может удержать покрышка. Он состоит из нескольких чисел. Непосредственно массу они не демонстрируют, это шифр, раскрывается в таблицах. Посчитать значения можно разделив снаряженную массу вашего автомобиля на количество колес.

Размещен индекс скорости непосредственно после размера.

Разбираясь с индексом допустимой нагрузке, нужно учитывать, что это максимальный показатель для конкретной шины. Рассчитывается он без учета нюансов использования и особенностей автомобиля. Важно понимать – шина не должна работать в экстремальных условиях, в данном случае при максимальной нагрузке. Для легкового автомобиля лучше избегать нагрузок более 80% от разрешенной. Для внедорожников этот же параметр не должен быть больше 70%.

Постоянная эксплуатация в околокритических режимах значительно сокращает срок эксплуатации. К тому же снижается уровень безопасности, шина может просто взорваться. Если такая ситуация произойдет при движении, и тем более на скорости, последствия будут очень серьезными.

Обязательно покупая авторезину смотрите на индексы скорости и нагрузок. Следует приобретать шины, имеющие запас по этим параметрам. Но, важно не увлекаться. Чем на более серьезные показатели рассчитана покрышка, тем она тяжелее. Слоев резины больше, увеличена массивность. Это приводит к увеличению потребления ГСМ, и общее уменьшение динамики автомобиля. Оптимально выдерживать «золотую середину».

Маркировка шин указывают на страну, где авторезина получила соответствие обязательным требованиям качества. Указан и номер текущего стандарта. Показываются эти данные одним из кодов в следующем диапазоне E1-E48.

Важный параметр, разрешенная нагрузка, может дополнительно маркироваться — Max Load. Указывается в килограммах или фунтах. Если на шине написано Max Load, значит рядом есть конкретная масса, приходящаяся на шину. Тогда индекса в типоразмере не будет.

Смотрите страну производства покрышки. Это позволит не перепутать единицу для измерения, в некоторых странах масса показывается в фунтах. В этом случае нужно помнить: фунт = 0,4536 кг.

Индекс скорости зашифровывается латинским алфавитом. Для расшифровки применяется специальная таблица. Обозначенная скорость, может разрешается при максимальной нагрузке. Этот маркер размещается в типоразмере, обычно после индекса нагрузки, но может находиться в других точках.

Разрешенное давление является важными данными, влияющей на безопасность и срок службы. Может маркироваться Max Pressure. Всегда показывается на легковой автошине. Измеряется давление PSI (фунты на дюйм квадратный, так замеряют параметр в США), в Европе показывается в кПа. Во многих случаях размещают две единицы одновременно.

Нужно правильно пересчитывать разные единицы. Техническая атмосфера равняется 98,066 кПа. Вся информация о давлении указывается в документации.

Маркировка зимних шин M+S

Еще одной важной пометкой является M+S или M&S. Такая авторезина для слякоти и отрицательных температур. Латинская буква M обозначает Mud, переводится слово – грязь. Буква S – Snow, переводится как снег. Все это говорит, эксплуатировать подобную резину следует в сложных зимних условиях. Такая маркировка больше всего распространена в европейских странах, там зимы значительно мягче, подобная резина отлично работает в подобных условиях. Для европейских водителей, «зимние» шины привычные для нас являются «арктическими».

Имеется указание маркировки по покрытиям, сезонности. Обычно можно увидеть следующие разновидности.

  • Возможно всесезонное применение.
  • R+W. Переводится с английского «дорога» + «зима». Подобная шина отлично ведет себя в морозное время.
  • AGT. Всесезонная резина.
  • Зимние шины.
  • A/T (All Terrain). Можно эксплуатировать на любых типах покрытий, вплоть до легкого бездорожья.
  • AW (Any Weather). Для любой погоды.
  • M/T (Mud Terrain). Грязевая шина. Для жесткого бездорожья. Часто называют «мудовая резина».

Часть производителей демонстрируют пригодность к условиям погодным не с помощью надписей, а путем размещения определенных рисунков. Если, имеется дождь, снежинку и солнце, это автошины всепогодные. Зимняя резина маркируется тремя горными пиками или снежинкой, даже имеется сленговое название зимней резины – «снежинка». Также зимние автопокрышки возможно отличить по индикаторам износа, они тут имеют размер 4 мм. Помимо этого, зимняя автошина при касании более мягкая, а протектор слегка шероховат.

Дождевая резина также имеет несколько разновидностей, которые точно также маркируются по-особому. Обозначаются они зачастую зонтиком на боковине, это говорит о возможности использования автошины в условиях большого количества воды на асфальте. Помимо этого, могут иметь следующие слова в маркировке:

  • Aquatred;
  • Water;
  • Aquacontact;
  • Rain;
  • Aqua.

О функционале покрышек могут рассказать буквы, размещенные под самым типоразмером. Они покажут, как можно применять конкретную шину. Перечислим все возможные варианты.

  • Предназначены для любых легковых автомобилей.
  • Для полуприцепов и прицепов.
  • Легкогрузовые покрышки.
  • Запасное колесо, часто называют докаткой.
  • Используются на прицепах с низким расположение платформы.

Данные обозначения являются опцией, используются не всегда. Обязательно только для шин, прошедших сертификацию по стандартам департамента транспорта США.

Год выпуска

Обязательно следует смотреть на эту информацию. На каждой шине всегда имеются обозначения даты выпуска. На шине можно увидеть месяц и год, когда покрышка произведена. Это позволяет приобрести резину с нормальным сроком эксплуатации. Эти данные можно увидеть в надписи, помещенной в овал. Всего там четыре цифры. Два первых числа обозначают номер недели, отсчитываемый с начала года. Две последующие именно год. Предположим у нас шина с маркировкой 1018. Исходя из этого можно узнать, что покрышка произведена в 2018 году на десятой неделе, то есть в начале марта.

Часто на шинах, произведенных в США возможно увидеть дополнительные индексы. Разберем, что это такое.

  • Индекс температуры (Temperature A, B, C). Демонстрирует насколько покрышка противостоит высоким температурам. Смотрят на сохранение основных свойств. Самым лучшим вариантом считают индекс – A.
  • Ожидаемый пробег (Treadwear). Показывает длительность возможного пробега. В индексе минимальное значение 100, это примерно 48 тысяч километров. Чем значительнее число, тем лучше. Рассчитывается индекс исходя из стандартов США.
  • Индекс торможения (Traction А, В, С). Показывает возможности торможения. Также лучшим считается A.

Сведения о конструкции

Часто в маркировке некоторых видов шин, к примеру, всесезонных производитель указывает прочую информацию по материалам, которые применялись для создания слоев. Часто можно встретить следующую подпись: «TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD», она обозначает, что шина в составе имеет, два слоя полиэстера, еще слой простого нейлонового корда, и два слоя корда металлического.

Индикатор износа позволяет определить, как сильно изношена автопокрышка, и когда требуется ее замена. Выглядеть может по-разному. Чаще всего как бугорок на днище канавки. На данный индикатор показывает стрелочка и надпись TWID, ее может заменять надпись DSI или же TWI. В определенных случаях индикатором является цветное пятно, которое проходит на определенную глубину, как только оно пропало, резину стоит менять.

Сотрудники ДПС не имеют права запрещать эксплуатацию транспортного средства, если на нем стерт индикатор износа.

Если на автошине используются шипы, боковина получает следующие, дополнительные пометки, показывающие особенности используемой ошиповки.

  • Шипы имеющие твердосплавный сердечник.
  • Шипы, полностью сделанные из алюминия.
  • Шипы с сердечником в виде овала.
  • Прямоугольный сердечник и бриллиантовая грань.
  • Пластиковые шипы, но оборудованные твердосплавным сердечником.

Многие заводы используют пометку цветом на своих автошинах. Выглядит это как кружочки или маленькие треугольники определенного цвета. Обычно используют:

  • красный;
  • белый;
  • желтый.

Рассмотрим более подробно, какие пиктограммы встречаются на боковушках шин.

  • Красный треугольник/точку помещают в наиболее жесткой точке боковины. При монтаже на любые литые диски, эту точку совмещают с отметкой L на колесном диске.
  • Белая точка/треугольник наиболее мягкое место. Во время монтажа помещают, как противоположность точки L.
  • Желтая точка или же треугольник. Легкое место, совмещают с золотником.

Если имеются цветные линии на шинном протекторе, обращать внимание на них не стоит, для водителя они значения не имеют. Максимум можно понять, что шина не была в употреблении. Предназначение этих линий, показывать работникам завода и склада шины с одинаковыми требованиями к хранению.

Многими производителями применяются различные технологии, позволяющие двигаться при отсутствии или сниженном давлении в шинах. В зависимости от используемой технологии проехать можно порядка 50-150 километров, но не превышая скорость больше 80 км/ч. Несмотря на различие технологий, все метки унифицированы. Перечислим самые популярные маркировки, говорящие о наличии других защит.

  • Полная защита закраины диска.
  • FR (RPB, MFS). Такая покрышка имеет дополнительную защиту обода.
  • Отсутствует конструктивный элемент, позволяющий защищать ободы.

На боковины часто наносят дополнительные рекламные надписи. Они делаются цветными. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.

  • Белые обычно контурные буквы на боковушке шины.
  • RRBL. Углубленные в боковину черные буквы.
  • Черный цвет.
  • Полоска вертикальная с зазубринками.
  • Белая полоса по всему борту.
  • Черные буквы на борту шины.
  • Белый цвет.
  • ORBL. Черные приподнятые буквы на шинной боковине.

Дополнительно указанная информация

На всех разновидностях покрышках можно увидеть и другую информацию, по которой можно узнать о качественных характеристиках. Часто там встречаются следующие пометки.

  • Показывает бескамерную покрышку.
  • TUBE TYPE (ТТ, на германских покрышках пишут Mit Schlauch). В подобном случае обязательно требуется камера
  • Норма по слойности. Метка на легковой шине 4PR (как правило) или 6PR, говорит о 4 или 6 слоев.
  • Страна-производитель. Указывают не только завод, но и страну, в которой он находится.
  • Наружная/внутренняя сторона. Используется на ассиметричной шине, с внешней стороны обязательно пишется слово OUTSIDE (Side Facing Out), изнутри — INSIDE (Side Facing Inwards).
  • Left/Right. В первом случае автопокрышка может монтироваться на левую сторону автомобиля, если используется второе обозначение, значит строго на правую.
  • Направление для вращения указывается словом Rotation и стрелкой, демонстрирующий направление движения колеса, учитывается вращение вперед.
  • Дополнительно усиленная несколькими слоями покрышка.
  • Корд произведенный из металла по всей шине. Без подобной пометки используется корд текстильный.
  • All Steel. Корд выполненный из металла применен в брекере и каркасе.
  • DOT X0. Стандарт качества для США, в нашем случае подогнанный к покрышкам.
  • Plies: tread. Из чего производятся слои протектора
  • Из чего сделаны слои боковушки.
  • DA/Secunda (штамп). Есть мелкие дефекты не мешающие эксплуатации.
  • Green X/Reduces CO Резина слабо сопротивляющаяся качению, обеспечивает снижение топливного расхода, и уменьшения выброса вредных веществ и в частности СО2. Иногда называют экологическими или «зелеными шинами».
  • Ненаправленный протектор.
  • Резина, применяемая на малых скоростях.
  • SAG. Для бездорожья.
  • Резина для кроссоверов и внедорожников.
  • Можно дополнительно нарезать протектор.
  • Восстановленная резина.
  • Нельзя шиповать.
  • Возможна ошиповка.
  • Шипованная резина.
  • ГОСТ или ТУ. Российские производители пишут номер ГОСТа или ТУ, которые применялись для создания конкретных автошин.

Полезная информация

У многих крупных производителей имеются собственные обозначения, показывающие условия эксплуатации, важные технологии и другие нюансы. Все эти пометки можно узнать на сайте конкретного производителя.

Требуется всегда устанавливать на транспортное средство шины одной конструктивной формы и типоразмера. Это же относится к конкретной модели и производителю. Даже при одинаковом внешнем виде, для разных моделей используется разная резиновая смесь, что будет влиять на ходовые качества.

Не стоит делать следующие вещи:

  • На одной оси новая резина, на другой старая.
  • Шины с разным профилем на автомобиле.
  • Использование совместно шипованных и «обычных» покрышек.

Автопроизводитель указывает требования к шинам на таблице. Эту таблицу можно увидеть на пороге или стойке передней.

Мы рассказали, что написано на стандартной покрышке. При этом, постарались очень полно раскрыть какую информацию производитель указывает на шине. Теперь вы наверняка сможете разобраться самостоятельно со всеми данными, и полноценно укомплектовать автомобиль.