Легкосплавные колесные диски — виды и правила выбора

Каждый автовладелец хочет видеть свою машину привлекательной. Даже неказистый внешний вид «болида», можно кардинально изменить, если установить на него легкосплавные диски. Кроме эстетики, алюминиевый колёса отличаются практичностью. Технические улучшения не останутся незаметными. Автомобиль на «литье», гарантировано порадует владельца новыми эксплуатационными характеристиками.

Какие функции выполняет колесный диск

Колёсный диск – это один из составных элементов конструкции колеса транспортного средства. Он выполняет функцию по передачи крутящего момента от приводного вала на покрышку. Для изготовления диска используются такие материалы, как: сталь, алюминий, магний и титан. В зависимости от конструкции, колесо обладает различными преимуществами и недостатками. Типоразмер диска обусловлен разновидностью транспортного средства: легковой, грузовой или спецтехника.

Преимущества и недостатки легкосплавных колесных дисков

Легкосплавные диски разделяются на категории: литые и кованые. Каждый из этих подвидов имеет свои преимущества и недостатки. Но, в основном, их характеристики довольно схожи, не считая способа производства и усиленной прочности кованых дисков.

Достоинства:

  • привлекательный внешний вид. Этот козырь распространяется как на литые, так и кованые колёса;
  • широкий модельный ряд, позволяющий подобрать обода любой конструкции и цвета;
  • не появляется ржавчина, так как в структуре материала отсутствует железо;
  • облегчённая масса конструкции, иногда вдвое легче, чем стальной аналог. Пример, автомобильные диски R13: «штамповка» 8 кг, «литьё» 6 кг, кованый 3,9 кг;
  • автомобиль обретает меньший вес неподрессоренной массы, что обеспечивает:
    • плавность хода;
    • продлевает срок службы подвеске;
    • снижает расход топлива;
    • улучшает динамические характеристики машины.

Касаемо магниевых дисков. Они легче «литья», но тяжелее кованых (R14 – 4,38 кг). Эти колёса наделяют автомобиль хорошими динамическими характеристиками. Однако, они не приобрели популярность у автовладельцев, так как имеют короткий срок службы и совсем не ремонтопригодные. Основное место использования магниевых дисков – автомобильные гонки.

Недостатки:

  • плохая ремонтопригодность. Литые и кованые диски имеют хорошую прочность, но низкую степень пластичности. Как следствие, сильные удары могут стать причиной раскола конструкции. В большинстве случаев, устранить повреждение нельзя;
  • более быстрая разбалансировка, так как приклеенные грузики часто отваливаются от внутренней части диска. А ещё, на диски может налипнуть грязь или образоваться лёд (после мойки), что также приводит к неприятному временному дисбалансу и износу резины.
  • высокая стоимость. Средняя цена «литья», по сравнению со «штамповками», в 3-4 раза выше. А, кованые колёса дороже в 5-7 раз, в сравнении со стальными аналогами. Например, вазовский стальной диск R14 стоит 760 руб, литой «K&K» 2 650 РУБ, кованый «Slik L1723S» 4 960 руб.

Специалисты не рекомендую приобретать литые диски, если автомобиль будет эксплуатироваться на пересечённой местности. Внешний вид колеса быстро потеряет привлекательность от ударов гравия. А, вместе с этим, высок риск получить фатальное повреждение диска, например, о камни.

Технология изготовления литых дисков

Ещё у истоков производства, литые диски изготавливались из сплава на основе магния. Теперь — на основе алюминия, что придаёт изделиям повышенную прочность. Для начала, делается специальный сплав, который на 97% состоит из алюминия. Слитки нагреваются до t 700 С°. Через 20-25 минут, чушка превращается в жидкость. Затем, расплавленный металл переливается в миксер, где масса насыщается аргоновым газом. Это необходимо, для удаления водорода с целью повышения плотности алюминия. В структуру добавляется титан, магний и другие металлические элементы. В процессе приготовления смеси, удаляется оксид алюминия.

После очистки сплава, жидкий металл отправляется в матрицу, изготовленную из высокопрочной стали. Матрица состоит из трёх частей: нижняя, боковая и верхняя. Последняя в виде поршня, придающая форму диску при опускании. Деталь из алюминия застывает за 7-10 минут. Затем матрица разъединяется, а заготовка опускается в воду. Далее, диски устанавливаются на стеллаж и отправляются на термообработку в печь с плавающей температурой 180°C – 500°С на 10-12 часов, где колёса приобретают прочность. Затем, диски проходят обработку, покраску и упаковываются.

Кованые диски изготавливаются по другой технологии. Изначально, станок нарезает из круглых алюминиевых столбов шайбы по 14 кг. Одна заготовка, это одно колесо. Затем, 12-16 заготовок отправляются в печь, где они разогреваются до 500°С . Размягчение необходимо для ковки. Затем, разогретая шайба размещается в ротационном станке, где происходит формирование металла в обод. После, обод устанавливается в гончарный станок с роликами и ему придают узнаваемую форму. Затем, диски направляются на фрезерный станок, где изделию наносятся технические отверстия и дизайнерский рисунок спиц. Далее, деталь проходит контроль качества, окрашивается/полируется и упаковывается.

Какие параметры нужно учитывать при подборе литых дисков

Перед тем, как выбрать литые диски для своего автомобиля, необходимо изучить технические характеристики ТС. Типоразмер дисков указан в таблице параметров. А ещё, маркировку можно найти на самом диске. Как правило, она проштампована на внешней стороне обода. Например, вазовский диск на 14, содержит следующие значения: R14/ 4×98/ ET40/ J5.5/D58.6. Они расшифровываются так:

  • R14 – (Rim, переводится как обод) предназначен для шин 14 дюймов;
  • 4×98 – (разболтовка) количество отверстий для болтов 4 шт, а диаметр центров отверстий 98 мм;
  • ET40 – вылет диска, подсказывает насколько колесо утоплено в колёсную нишу (узкая колея) или наоборот, выдвинут от из неё (широкая колейность);
  • 5 – ширина диска 5.5 дюймов;
  • 6 – центральное отверстие под ступицу 58.6 мм.

Если пункты 2 и 5 не будут соответствовать, то колесо вообще нельзя будет закрепить на ступице. Нарушение параметра ЕТ, увеличивает риск опрокидывания если у авто узкая колейность, или наоборот, усиливает нагрузку на подвеску и ступичный подшипник при широкой колейности. Данные параметры предусмотрены для легкосплавных и стальных дисков.

Желая приобрести на свой автомобиль литые или кованые диски, обязательно учитывайте условия эксплуатации машины. Рекомендуется использовать «литьё» в летний период на хорошем дорожном полотне. На зиму лучше оснащать машину «штамповками». Перед походом в магазин, выпишите параметры дисков из таблицы ТХ и возьмите шпаргалку с собой.