При окончании летнего сезона, автомобилисты готовятся к тому дню, когда предстоит менять шины на зимние. Некоторые меняют резину заранее, с первыми ночными заморозками. Другие откладывают «переобувку» до того момента, пока земля не покроется снежным покровом. Кто-то, ожидает снижение ажиотажа в шиномонтажных. Но, затягивать со сменой колёс не стоит. МВД РФ переняло опыт Северной и Западной Европы, и теперь необходимо переходить с летних шин на зимние в установленный законом период. Не позднее конечной даты.
В чем разница летней и зимней резины
Конструкция и структура шин для разных сезонов, значительно отличаются. И это не простое ошиповывание, как многие считают. Разработчики проводят длительные исследования, в ходе которых становится ясно, как температурные режимы влияют на эластичность каучука и эксплуатационные характеристики.
Основные отличия зимней резины от летней в следующем:
- Структура материала. В изготовлении шин для разного сезона, используются разные составы каучука. Летние колёса достаточно твёрдые. Зимние покрышки отличаются мягкостью, которая не утрачивается даже в мороз.
- Глубина протектора. Это основной элемент колеса. Летние покрышки оснащаются неглубоким протектором. В то время как зимние шины, имеют более глубокие желоба протектора. Кроме того, на всей поверхности блоков нанесены микроразрезы, называемые ламели. Они улучшают сцепление шины в пятне контакта с автодорогой при обледенении, слякоти и снежном покрове.
- Шипы. Конструкционная особенность используется на зимних покрышках, которые относятся к такому виду, как «скандинавские шины». Оснащение шипами, визуально отличает резину от летних колёс. Поэтому, спутать зимние шипованные шины с летними — невозможно.
Описанные конструктивные особенности, рассчитаны для эксплуатации шин в различное время года. Летние покрышки теряют проходимость на снегу или льду, становятся более грубыми. Зимние шины, в свою очередь не эффективны летом. Тёплый или горячий асфальт дополнительно размягчает резину, делая управление автомобилем менее эффективны. Несоответствие используемых колёс сезонности, увеличивает риск ДТП.
Когда какие шины надо ставить
С 2018 года, автомобилисты должны руководствоваться действующим с 2011 года законодательством, которое определяет период использования сезонных шин. Согласно правовой норме ТР ТС 018/2011 п. 5.5 «О безопасности колесных транспортных средств» декабрь, январь и февраль, являются не только календарной зимой, но и ограниченным временем использования зимних покрышек.
Дополняет законодательство, приложение №8, где указаны параметры шин и общие требования:
- запрещено эксплуатировать зимнюю резину в летние месяцы: июнь, июль, август;
- запрещено эксплуатировать летнюю резину в зимние месяцы: декабрь, январь, февраль;
- запрещено эксплуатировать всесезонную резину в зимние месяцы, при отсутствии индексов: М+S, M&S, M/S.
Согласно условиям, переходными периодами являются осень и зима. Следовательно, летнюю резину допускается ставить уже с 1 марта и эксплуатировать до 1 декабря. А «переобуваться» на зимние колёса, регламентировано с 1 сентября по 28 ноября, законно эксплуатируя покрышки вплоть до 31 мая.
С 15 ноября, сотрудники ГИБДД проводят рейды по выявлению «непереобувшихся» машин, с целью напомнить автовладельцу о необходимости сменить шины.
Закон о смене резины
Закон не ограничивает автовладельцев конкретными датами замены шин, предоставляя водителям довольно продолжительный период для смены сезонной резины. Если автомобилист попался на летних покрышках зимой, то его гарантированно оштрафуют. Однако, штраф будет выписан «за износ зимней резины», так как за несвоевременную «переобувку» не штрафуют, пока. Сотрудники ГИБДД вправе измерить глубину протектора. В случае выявления недостаточной глубины, менее 4 мм, водитель становится нарушителем ПДД. Он получит административное наказание, которое будет санкционировано, как 500-рублёвый штраф.
Какие шины являются зимними
Учитывая регион проживания, автовладелец располагает возможностью выбрать наиболее подходящий тип зимней резины для своего авто. В южных регионах, наиболее оптимально подойдёт использование фрикционной резины, имеющей неофициальное название — липучка. Она имеет хорошее сцепление с грязной, сырой или слякотной автодорогой. Также, липучка эффективна на заснеженных участках.
В центральных и северных регионах РФ, будет практичен скандинавский тип колёс – шиповка. Оптимальные сцепные качества со льдом и снегом, наделяют автомобиль хорошей курсовой устойчивостью.
На «шиповке» и «липучке», все производители устанавливают специальные индексы сезонности. В первом случае, это знак снежинки и надпись Studded (шипованная). Во втором, производитель наносит надпись Frost и буквенные обозначения: М+S, M&S, M/S. Первая буква «М» означает Mud и переводится, как грязь. Вторая буква «S», это Snow, в переводе снег.
Всесезонные покрышки маркируются, как AS (All Seasons, Any Season) или AGT (All Grip Traction) и могут эксплуатироваться в РФ круглогодично, если они оснащены индексами М+S.
Теперь вы знаете, когда менять летние шины на зимние, руководствуясь законодательной базой. Не стоит ожидать последней даты, ведь каждый участник дорожного движения должен обеспечивать безопасность для остальных водителей и пешеходов.