Никто не станет оспаривать факт, что колеса играют значительную роль в конструкции автомобиля. В зависимости от типа транспортного средства выбирается определенный вариант. Например: для грузовиков, автобусов, троллейбусов и тракторов часто используют бездисковые колеса.
Что такое бездисковые колеса – их особенность
Изделия без дисков включают плоские разборные ободья, которые крепятся непосредственно к ступице на конусные торцы специальными прижимами.
Особенность бездисковых моделей заключается в конструкции обода. Он изготовлен из трех секторов, которые образуют общее кольцо. Этому способствуют выемки в торцевой части. Для изготовления обода применяется метод профилирования из горячекатаных заготовок.
Грузовые шины обладают значительными габаритами и жесткостью, что сильно затрудняет процесс монтажа в случае неразборных ободьев.
Конструкция бездискового колеса
Устройство состоит из следующих элементов:
- обод колеса;
- цельнолитая ступица, выполненная из стали, ковкого чугуна;
- прижимы;
- шпильки;
- гайки.
Различают 2 вида конструкций: с продольно- и поперечно-разборным ободом. Первому варианту присущ ряд недостатков:
- низкая точность;
- сложность установки;
- меньшая надежность;
- необходимость строго соблюдения стандартов при изготовлении.
Лучшие характеристики показывают колеса второго вида, однако и они не лишены слабых сторон.
- Увеличение доли металла примерно на 18 %.
- Сложности при соблюдении герметичности в случае бескамерных шин.
- Затруднение вызывает обработка поверхности секторов в местах посадки и стыковки.
К ступице крепятся элементы тормозной системы: диски и барабаны. Сама ступица устанавливается на подшипники. Их задача передавать осевые и радиальные усилия. Сохранять устойчивость при повышении температуры помогает специальная смазка, а ее вытеканию препятствуют уплотняющие сальники. Они также защищают подшипники от попадания грязи.
Преимущества и недостатки
К достоинствам колес без дисков относится:
- уменьшение веса на 10—15 %, если сравнивать с дисковыми аналогами;
- больший срок эксплуатации;
- простота конструкции;
- удобный процесс монтажа и демонтажа;
- меньшая стоимость;
- более качественное охлаждение элементов тормозных механизмов и шин.
Еще один плюс состоит в возможности установки ободьев разной ширины на одну и ту же ступицу.
Область применения бездисковых колес охватывает транспортные средства большой грузоподъемности, автобусы, троллейбусы, а также трактора общего назначения, прицепы.
Благодаря особой конструкции допускается сдваивание колес для машин, рассчитанных на значительную нагрузку. Для регулировки зазора используется промежуточная вставка. Оно способствует равномерному обдуву, отводу тепла, препятствует преждевременному разрушению.
История появления
Появление бездисковых колес относится к началу XX века, а широкое использование началось примерно в 1940 году. Сфера применения охватывала грузовые автомобили, рассчитанные на перевозку от 6 до 8 тонн. Вес таких транспортных средств составляла более 10 тонн. Такие модели также устанавливали на автобусы и троллейбусы. В 50-ых годах колеса без дисков начали широко применяться в Америке, многих странах Европы.
В Советском Союзе ими впервые оснастили грузовик марки МАЗ-500, машины для армии ЯАЗ-214, МАЗ-502.Чуть позже модели без дисков были установлены на грузовики КамАЗ и КрАЗ, автобусы (ЛАЗ-699, ЛиАЗ-677, Ikarus) и троллейбус (ЗиУ-5).
Но уже в 80-ых годах прошлого столетия бездисковые колеса несколько утратили популярность, уступив место дисковым аналогам.
Бездисковые колеса легко обслуживать, они поддаются восстановлению в случае повреждения. При выборе обязательно следует учитывать класс грузоподъемности.