Балансировка колес шариками: особенности, преимущества и недостатки

Как же нервирует водителей, внезапно появившаяся вибрация от колеса. Это может случиться после наезда на яму, или в случае налипания на внутреннюю часть диска: грязи, льда, битума. Теперь, автовладельцам возможно избежать разбалансировки, если начать пользоваться балансировочными шариками. Ещё их называют, гранулы или бисер для балансировки. Благодаря разработке западных инженеров на стыке XX и XXI веков, автолюбители во всём мире могут реже посещать шиномонтажные мастерские.

Особенность динамической балансировки колес шариками

Балансировочные гранулы обладают конструкцией правильной круглой формы. Принцип действия шариков следующий, под действием центробежной силы, гранулы распределяются в местах, где дисбаланс веса больше. Во время движения, на бисер оказывается влияние электростатического поля, и под воздействием трибостатики, гранулы словно приклеиваются к внутренней поверхности шины. Чем больше шариков в резине, тем тяжелее их общая масса, позволяющая устранить даже сильный дисбаланс колеса.

Что из себя представляют балансировочные гранулы

Ядром каждой гранулы являются такие компоненты, как стекло или керамика. Снаружи, ядро покрыто оболочкой из силиконового материала. Создателями автоматической балансировки, стали канадские инженеры компании Counteract Balancing Beads Inс., из штата Онтарио. Именно они обрели патент на изобретение в 1997 году. Разработчики представили технологию самобалансировки шин, на основе стеклянного микробисера. Гранулы имели электростатические черты и скользкое силиконовое покрытие. Штатный диаметр шариков 0,15-0,9 мм. В настоящее время, технология не изменилась.

балансировочные гранулы

Как балансируют колеса бисером

В процессе движения автомобиля, бисер трётся о внутреннюю часть шины, создавая эффект трибостатики. Гранулы стараются уравновешенно распределиться по внутренней части покрышки. Бисер скапливается в месте наибольшей нагрузки и слипается. Он остаётся в таком положении, даже после остановки транспортного средства. Как следствие, в движении балансируется не только резина и диск, но узел, включающий тормозной диск со ступицей. Отбалансировать весь узел на станке не получится. Поэтому гранулы, в этом случае, намного эффективней.

Для того чтобы поместить балансировочные шарики в колесо, следует выкрутить золотник. Через штуцер накачки необходимо засыпать порошок из гранул внутрь колеса. Также, бисер возможно поместить в покрышку при забортовке. Объём заправки следует узнать из руководства для использования. Затем, золотник вкручивается на место и колесо накачивается.

Преимущества и недостатки данного метода

Польза от балансировки бисером – неоспорима. Благодаря динамичному процессу, баланс колеса корректируется постоянно. Например, если на внутреннюю часть диска налип лёд после мойки, то гранулы исправят дисбаланс. Как только лёд оттает, шарики вновь подкорректируют правильное вращение колеса, сменив дислокацию. Плюсы использования микробисера:

  • возможно снизить количество посещений шинной мастерской;
  • самобалансировка колеса в случае: налипания грязи, камней в протекторе, возникших дефектов в подвеске;
  • неограниченный ресурс работы гранул.

Несмотря на положительные эффект микробисера, нашлись и недостатки в его использовании. Однако, «ложка дёгтя» совсем маленькая. Во-первых, гранулы гарантировано разлетятся при размонтировании колеса. Собирать микробисер, в присутствии ожидающей очереди, не очень-то приятно. Во-вторых, часть шариков растеряется при разрыве шины. Но это уже относится к разряду редких ситуаций. Основные недостатки бисерной балансировки:

  • гранулы отваливаются от поверхности при ударе. То есть, езда по неровной дороге н обеспечит бисеру условия для работы, как на ровном шоссе;
  • для балансировки легковых шин, потребуется много бисера, порядка 100 г на одну покрышку. Это большой лишний вес;
  • балансировочные шарики стоят относительно дорого. Примерная цена, равна нескольким посещениям шиномонтажной мастерской в год.

Использование балансировочных гранул, всё же приносит больше пользы, чем убытков. Каждый автовладелец должен сам определить, стоит ли применять автоматическую балансировку.

Для каких колес подходит

Канада индустриальная страна. Её дороги колесят большегрузные автомобили. Поэтому, автоматическая балансировка была создана в первую очередь для грузовиков. То есть разработка адресована большим покрышкам. Но даже после превышения скоростного режима 110 км/ч, эффект работы балансировочных гранул пропадает, это подмечено водителями автопоездов. Влияние бисера на легковые шины, ещё до конца не исследовано.

При устойчивом желании приобрести балансировочные шарики, следует брать во внимание условия эксплуатации. Как стало ясно из материалов статьи, ухабистые дороги и частное использование скоростных магистралей, могут свести эффект автоматической балансировки к нулю. Но если вы автовладелец грузовика, то скорее всего данный вид технологического новшества будет полезен.